Ледовый прорыв: как «Красная Кузница» возвращает России гражданское судостроение
В Архангельской области на судостроительном заводе «Красная Кузница» после более чем 30-летнего перерыва возобновляется частное судостроение. Здесь после длительного перерыва реализуется проект по строительству первого пассажирского судна ледового класса. Пока планируется построить четыре таких судна.
О каких судах идет речь
Впервые за 30 лет на верфи судостроительного завода «Красная Кузница» - архангельского филиала Центра судоремонта «Звездочка» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) - весной 2025 года будут готовы суда «Онега» и «Сольвычегодск». Ввод в строй кораблей «Сольвычегодск» запланирован на весну 2025 года.
Это пассажирские суда с ледовым усилением. Их строительство находится на завершающей стадии. В регионе они будут перевозить островное население.
Эти пассажирские суда отвечают всем требованиям безопасности, спроектированы с учетом особенностей климата региона и полностью адаптированы к льдинам и ледообразованию. Суда способны перемещаться по начальному льду до тех пор, пока не станет возможной ледовая переправа. Это позволяет продлить плавание.
С какими проблемами столкнулся завод
Помимо «Онеги» (65 пассажировместимости) и «Сольвычегодска», до конца этого года будут сданы еще два пассажирских судна ледового класса - «Кенозелье» и «Каргополь». Еще два пассажирских судна ледового класса, «Кенозелье» и «Каргополь», планируется сдать до конца этого года. Оба судна рассчитаны на 100 пассажиров. Их максимальная скорость будет достигать 12 узлов (22 км/ч).
Рассматривались различные варианты верфей, в том числе одна в Татарстане. Однако выбор пал на отечественные верфи.
Основная проблема возникла с импортозамещением. Изначально корабли проектировались с использованием ряда иностранных комплектующих, но из-за санкций они оказались недоступны. Это привело к необходимости перепроектирования и задержало начало строительства почти на год.
Для новых пассажирских судов Центр пропульсивных установок ЦС «Звездочка» изготовил оригинальные гребные винты из нержавеющей стали диаметром 1,5 метра. Лопасти имеют различную форму.