Российские предприятия бытовой техники продолжают наращивать производство и экспорт
В 2025 году локальное производство бытовой техники в России продолжит расти, но конкуренция со стороны китайских брендов останется ключевой проблемой для отечественных производителей, рассказали «РГ» эксперты.
По данным Gradus Retail Index (GRI), основные усилия сегодня направлены на снижение зависимости от импортных комплектующих. В целом по стране около 50 % бытовой техники производится на внутреннем рынке. [Это примерно 3 миллиона холодильников и морозильников, 2,5 миллиона стиральных машин, 1,5 миллиона кухонных приборов и более 7 миллионов мелких бытовых приборов (пылесосы, утюги и т. д.).
Примечательно, что в России и соседних дружественных странах имеются крупные базы по производству холодильников и морозильников. Среди крупных площадок выделяются завод Haier в Набережных Челнах, белорусские компании «Атлант» и «Горизонт», а также предприятия в Ростове-на-Дону, Липецке, Саратовской и Московской областях. Эти заводы предлагают широкий ассортимент продукции - от доступных моделей для массового потребителя до элитных решений. Например, телевизоры собираются в Калининграде.
После ухода западных брендов отечественные производители заняли прочные позиции на рынке, говорит Владимир Вашуткин, директор по развитию компании «Гладус». По его словам, бренды российского происхождения и со значительным российским участием, такие как Weissgauf, Polaris, Scarlett и Kitfort, сейчас демонстрируют впечатляющий рост. Так, в прошлом году в области крупной бытовой техники первое место занял Weissgauf, на долю которого пришлось около 16% продаж и 15% оборота; на втором месте - Indesit с 8% продаж и 8% оборота; на третьем - Kitsfort с 8% продаж и 8% оборота; и на четвертом - Kitsfort с 8% продаж и 8% оборота.
В сегменте мелкой бытовой техники лидирует Polaris, занимающий около 14% рынка по объему и около 10% по обороту; на втором и третьем местах - Scarlett и Malta с долями продаж около 11% и 10% соответственно.